Главная    Мой бизнес    От бизнес-плана на салфетке до собственного агентства


От бизнес-плана на салфетке до собственного агентства

27 Ноября 2019 16:14
От бизнес-плана на салфетке до собственного агентства
От бизнес-плана на салфетке до собственного агентства

Как запустить сайт, настроить рекламу и привлечь клиентов? Об этом на форуме «Мой бизнес», который пройдёт 2 декабря в Петропавловске-Камчатском, расскажет учредитель диджитал-агентства Kenobi Кирилл Липай. Накануне мероприятия мы поговорили с экспертом.

– Кирилл, расскажите о вашем бизнесе.

– В студенческие годы я делал первые шаги в бизнесе: на первом курсе мы с друзьями покупали и перепродавали запчасти Челябинского тракторного завода, уже тогда я мечтал о серьёзном деле. Мои родители – предприниматели с 20-летним стажем, поэтому мне было на кого равняться.

Обучаясь на МБА (Master of Business Administration – магистра делового администрирования), я нашёл партнёра, который предложил развить его идею, бизнес-план был нарисован во время обеда на салфетке. Мы стали производить и продавать оборудование для катания на вейкборде «Свой вейк».

Позднее я с этим же партнёром по франшизе запустил компанию по организации тренингов «MalikSpace Челябинск». Сначала месяц изучал в Уфе, как изнутри работает компания. Образовательная деятельность близка мне по ценностям, поэтому работа в удовольствие. Это и помогало, и мешало. Мы организовали первый проект в Челябинске в 2016 году. В нас верили немногие. Однако мы смогли создать самую крупную в городе компанию по организации мероприятий, приглашали известных спикеров: одного из лучших в мире консультантов по развитию личности и менеджменту Брайана Трейси, специалиста по переговорам и личным продажам Сергея Азимова, маркетолога и издателя Игоря Манна. Находясь в Челябинске, мы организовали 25 больших мероприятий в городах России. Так, семинар одного из самых известных адвокатов России Александра Трещёва собрал на онлайн-площадке более 25 000 участников и ещё 300 человек пришли с ним встретиться лично. Параллельно мы запустили франшизу «SMM Космос», где прошли обучение более 2 000 челябинцев, и франшизу компании ScrumTrek, в рамках которой мы провели самый крупный форум по гибким методологиям управления, реализовали мой проект – бизнес-туры в крупнейшие инновационные компании России со штаб-квартирами в Москве (Avito, Google Russia, HH, «Лаборатория Касперского», «Сколково», Tesla и др.).

Полученный опыт помог мне открыть собственное маркетинговое диджитал-агентство Kenobi, в котором мы помогаем предпринимателям создавать с нуля отдел маркетинга, выстраиваем работу, запускаем сайты, занимаемся аутсорсингом: настраиваем рекламу, ведём группы в социальных сетях и приводим клиентов в бизнес. Наше главное отличие от подобных компаний – мы работаем на результат, качественно исследуем целевую аудиторию, проводим насыщенные тренинги с разбором примеров. Мы не просто даём инструменты – мы их внедряем. Все средства уже известны. Проблема в том, что они не дают результата. Поэтому мы учим не что делать, а как делать так, чтобы эти инструменты работали. Мы имеем чёткое представление о том, как должен выглядеть образовательный курс, чтобы он был понятен даже новичкам. Мы учим собственников бизнеса основам, принципам работы и делегированию маркетинга.

Наша работа выстроена так: я выступаю, провожу консультации, ко мне обращаются клиенты, я передаю их в агентство, там мы вместе с партнёром Виталием Забияко формируем стратегию – и агентство оказывает услуги. Обучение и мой личный бренд – это главные элементы привлечения клиентов в агентство и консалтинг. 90% клиентов сейчас приходят из соцсетей и благодаря мероприятиям, а 10% – по рекомендации.

– Почему выбрали это направление?

– Я более десяти лет занимался продажами товаров повседневного спроса, работая в федеральной компании, и уже тогда понимал, что без знаний в маркетинге не обойтись, хотя в то время технологии находились на другом этапе развития. Я решил уволиться и пошёл на курсы. Там я познакомился с девушкой, которая в 18 лет занималась дропшиппингом (Прим.ред.: бизнес на прямых поставках, при которых не нужен склад) реплик часов и зарабатывала на тот момент в 2–3 раза больше меня, в прошлом директора двух компаний с MBA. Она использовала технологии, с которыми я не был знаком: соцсети, директ, сайты, онлайн-оплату. Я решил внедрить эти инструменты в свой проект.

– С чего вы начинали, анализировали ли рыночные условия?

– Более года я проводил курсы по настройке соцсетей и интернет-рекламы для предпринимателей. Разобрался в 60 нишах, прямо на занятиях запускал инструменты лидогенерации. За это время пообщался с большим числом предпринимателей и собственников бизнеса. Кроме того, организовывая бизнес-обучение, я видел, с какими проблемами сталкиваются владельцы малого и среднего бизнеса, а опыт и накопленные знания позволяли проанализировать, где они совершают ошибки при организации работы отделов маркетинга.

Я начал проводить частные консультации. Вместе с клиентами анализировал рынок, действия и показатели эффективности. Стремился к тому, чтобы клиент увидел результат нашей совместной деятельности. Когда я убедился на практике, что инструменты работают, занялся масштабированием – решил от частных консультаций перейти к массовому обучению предпринимателей.

– В чём остро нуждались, когда открывали бизнес, пользовались ли помощью государства?

– Мне не хватало опытного ментора, чтобы подсказал, как запустить бизнес в маркетинге.

Как ИП я зарегистрировался за один день в Фонде развития предпринимательства Челябинской области «Территории бизнеса», там мне помогли правильно заполнить документы, выбрать коды в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности и налоговый режим, понятно объяснили порядок оформления. В «Территории бизнеса» нашёл первых клиентов, когда проводил мастер-класс и знакомился с аудиторией в перерыве.

– Где взяли средства на открытие проекта?

– Первый бизнес – MalikSpace – мы открывали на средства партнёра, а я занимался управлением. Теперь в Kenobi мы с партнёром оба управляем без привлечённых денег. Первые клиенты заплатили деньги вперёд, и на эти средства мы открывали проект. В основном обходились своими силами. Запускались почти без вложений. Считаю, что это правильно: сначала спрос – потом расходы. Когда появилась выручка, деньги потратили на создание фирменного стиля и зарплату первых сотрудников.

– Какую бизнес-модель вы взяли за основу?

– Мы занимаемся аутсорсингом маркетинга. Основные клиенты – компании. Каналы продвижения – ивенты, выступления и социальные сети. Основные расходы идут на оплату труда и софт.

Сначала мы сосредоточились на регулярных платежах и брали сложные разовые проекты. Это невыгодно, так как нужно долго выстраивать работу и одновременно искать новых клиентов. Постоянное сотрудничество эффективнее, потому что есть время глубоко вникнуть в тему.

Также мы решили, что не будем работать со всеми обращающимися компаниями, и сосредоточились на стоматологических клиниках, строительных компаниях и обучающих центрах. Мы изучили эти ниши, набрались опыта и проанализировали кейсы, поэтому работать получается намного эффективнее, чем с новыми направлениями.

– С какими проблемами столкнулись?

– Клиенты просят отсрочку, поэтому подумываем о государственном кредите. Также не хватает знаний о финансовом планировании и подборе персонала.

– Какая прибыль сейчас?

– Прибыль превышает 100 тысяч рублей. Однако у нас много затрат из-за работы с крупными компаниями на невыгодных для нас условиях. Планируем сотрудничество с несколькими федеральными клиентами. После моих выступлений в Санкт-Петербурге и Москве к нам начали обращаться региональные компании. Кроме того, мы приобретаем активы и записываем онлайн-курс для предпринимателей. Планируем, что через месяц прибыль вырастет до 250 тысяч рублей, а к концу года – до 600 тысяч рублей.

– Сколько времени прошло от идеи до старта бизнеса?

– В 2019 году я вышел из MalikSpace и начал самостоятельный путь. Получается, что от конкретной идеи до запуска бизнеса прошло меньше года.

– Что вы посоветуете начинающим предпринимателям?

– Бизнес – это один из путей просветления для человека. Предпринимательство – это постоянный поиск решений и исправление ошибок. Каждое заблуждение создателя сказывается на его проекте.

Предпринимательство – тяжёлая стезя, поэтому запаситесь терпением. Не стесняйтесь привлекать опытного наставника, ищите, чем вы можете быть полезны для аудитории, и действуйте. Это самый быстрый путь. Учитесь у практиков – они знают, какие инструменты работают. Предприниматель – это профессия, требующая обучения и опыта. Настоящий успех придёт лишь к 5% бизнесменов.

– Почему, на ваш взгляд, предпринимателю так важно знать о национальных и федеральных проектах по поддержке предпринимательства?

– Эти знания реально могут облегчить жизнь бизнесу. Например, в Челябинске работает Фонд развития предпринимательства «Территория бизнеса». Наше сотрудничество начиналось с консультационной поддержки, специалисты Фонда помогали мне, я – им. В результате я получил рекомендации от руководства организации, новых клиентов для агентства и возможности для себя: я выступил на Synergy Global Forum 2019 и форуме «Моё дело» и теперь делюсь опытом с предпринимателями.

– О чем планируете рассказывать на форуме «Мой бизнес»?

– На форуме аудитория получит идеи, новые знакомства, друзей, клиентов, инвесторов и конкурентов. Я поделюсь своим опытом построения бизнеса и открытиями, расскажу про привлечение клиентов и свои заблуждения. Объясню, почему важно правильно заниматься брендом, и сообщу о его окупаемости. Расскажу про ошибки в рекламе и продажах.

– Среди задач нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» Минэкономразвития России – увеличить число занятых в МСП с 19 до 25 млн россиян. По вашему мнению, как популяризировать образ предпринимателя?

– Благодаря рекламе предпринимательство стало олицетворением лёгкой жизни, хотя это не так. Многие предприятия убыточны, я вижу это по обращениям заказчиков. Предпринимателей необходимо обучать, проводить для них форумы, консультировать, выделять средства на открытие или развитие проектов и упрощать получение помощи.

Предлагаю организовать эффективные бизнес-инкубаторы, в которых предпринимателей научат выходить на окупаемость. Важно количество предпринимателей переводить в качество. Бизнес нуждается в консультантах, которые могут стать наставниками. Также предпринимателям необходим банк бизнес-идей и безвозвратный бюджет на запуск проекта, который можно использовать единожды.

(Мероприятие реализуется при поддержке Агентства инвестиций и предпринимательства Камчатского края и Минэкономразвития России в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»)./em>

Материал подготовила Мария ВОЙЩЕВА, специально для РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ»

27 ноября 2019 г.

Фотографии:





При использовании материалов РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» обязательным условием является размещение активной ссылки на источник